Для швартовки, стоянки, ремонта и технического обслуживания кораблей, катеров, яхт и прочих плавучих средств возводятся специальные гидротехнические сооружения – причалы и пирсы. Причал представляет собой специально обустроенное место в береговой зоне, а пирс – это конструкция, выступающая в акваторию водоема.
В большинстве случаев строительство причалов и пирсов также включает в себя комплекс работ по укреплению берега и обустройству территории набережной.
В настоящее время сфера эксплуатации таких гидротехнических сооружений существенно расширилась. Причалы и понтоны все чаще используются для отдыха, купания, рыбной ловли.
По принципу возведения и типу используемых строительных элементов причалы и пирсы делятся на две категории:
Выбор метода строительства определяется назначением и расположением объекта, природными условиями, рельефом дна, типом грунтов, исходными техническими характеристиками.
Для возведения свайных сооружений используются постоянные опорные конструкции из металла, бетона либо железобетона. Выбор используемого материала и габаритов свай осуществляется с учетом глубины и характеристик дна прибрежной зоны, расчетной волновой и ветровой нагрузки, типа обслуживаемых плавучих объектов.
Строительство причалов на основе понтонов является более мобильным и менее затратным вариантом. Понтонный причал быстро монтируется, в случае необходимости его можно легко разобрать и перенести на новое место либо расширить и изменить его конфигурацию путем добавления новых элементов.
Для обеспечения безопасной эксплуатации причалов и пирсов требуется постоянное их техническое обслуживание и периодический ремонт. Выполнение ремонта причала может включать в себя исследование состояния конструкций, выполнение подводно-технических, ремонтных и берегоукрепительных работ.